Количество участников на стратегической сессии

Как определить (ограничить) необходимое количество людей на сессии и какую тактику ведения сессии избрать

Безусловно, приведенные ниже цифры приводятся лишь для ориентира. И количество участников определяется как политикой руководства компании, так и функциональными факторами — такими, как экспертность, объем работы и ее характер.

Количество участников на стратегической сессии

Ниже приводится таблица, созданная мною на основе работ Майкла Уилкинсона и модифицированная на базе моего опыта работы с группами разных размеров.

Цель сессии и размер группыОписание и тактика
Решение проблемы.
Необходимо принять решение, выбирая из нескольких вариантов.

Кол-во участников: 3-10 человек.
Совещание двух людей сложно назвать сессией.
Для поддержания уровня креативности и разносторонности мнений необходимо хотя бы 3 участника.
В такой небольшой группе можно услышать мнение каждого из участников и обсудить разные точки зрения.
Также группа такого размера адаптивна и может менять сценарий сессии в случае потребности.
Плюсы: все слышат всех, управляемость, глубина сессии.
Минусы: возможно, не все заинтересованные лица смогут поучаствовать.
Генерация идей и определение направления.
Вам необходима разносторонность, вас интересует ширина идей, а не их глубина.

Кол-во участников: 7-25 человек.
Группа все еще управляема, но с ограничениями. Необходим более жесткий сценарий и инструменты фасилитации.
Но при таком количестве участников сложно принимать стратегические решения, это займет много времени. Стратегические решения традиционно принимаются в узком кругу топ-менеджмента, обычно это до 5 человек, а в дальнейшем на стратегической сессии решения обсуждаются более широким кругом.
Плюсы: вмещает всех желающих, ширина идей.
Минусы: если дать высказаться всем, то сессия затянется.
Коммуникация и обзор мнений.
Вы хотите, чтобы уже принятые стратегические решения были восприняты коллективом как свои. Или вас интересует обзор мнений и критика.

Кол-во участников: 10-100 человек.
Основное отличие от первых двух типов в том, что здесь нет обсуждения. Решение принято, и волна идет от руководства к участникам.
Решения после таких сессий меняются крайне редко. Задача, скорее, показать коллективу эти решения, узнать, нет ли критических ошибок и наладить горизонтальную коммуникацию в компании, добиться принятия участниками этого решения.
Необходим еще более жесткий сценарий сессии и соблюдение тайминга.
Типовой сценарий подобной стратегической сессии:
1) Просим участников перечислить все важные для них цели, вопросы и ответы связанные со стратегией компании.
2) Сопоставляем ответы на эти вопросы с пунктами разработанной стратегии, указываем где в плане уже есть ответы.
3) Если ответов нет — прорабатываем в группах черновые решения и отправляем на доработку.
Плюсы: у персонала создается впечатление сопричастности к разработанным решениям, проверка на критические ошибки.
Минусы: не возможно вырабатывать решения, возможно только их транслировать.

Кого можно привлечь к участию в сессии, если у компании небольшой коллектив, и в ней всего два-три управленца?
Можно пригласить:

  • экспертов компании;
  • дистрибьюторов;
  • поставщиков;
  • партнеров;
  • важных клиентов.

Также хорошим критерием является вопрос “Есть ли у кого-то или у данного человека знания, навыки, авторитет, которые помогут нам для достижения цели?”.

Участники сессии должны иметь представление о целях и задачах компании, а также о её текущем положении. Необходимая подготовка к стратегической (фасилитационной) сессии описывается в следующей статье.


Гай Карапетян