Должностные обязанности (инструкции) специалиста по маркетингу в компании

Профессиональная деятельность маркетологов сегодня весьма обширна. Мы поговорим о необходимых компетенциях менеджера по маркетингу и о роли и задачах отдела маркетинга компании. Даже если вы находитесь на стадии обучения, этот материал поможет разобраться, как стать профессионалом в области маркетинга, на что обратить внимание.

Менеджер по маркетингу

Начать карьеру менеджера по маркетингу может человек, обладающий лидерскими качествами, имеющий творческие способности и с нестандартным взглядом на привычные вещи. Менеджер по маркетингу занимается продвижением бизнеса или продукта. Он может отвечать как за несколько услуг или продуктов одномоментно, так и исключительно за один продукт.

Маркетологи — это общительные и предприимчивые люди. Занимаясь профессиональной деятельностью, они должны быть очень сосредоточены на деталях и добросовестно следовать установленным срокам и бюджетным ограничениям.

Менеджеры по маркетингу выполняют различные обязанности, такие как:

  • создание рекламной информации для продвижения бизнеса;
  • координация каналов маркетинговых стратегий;
  • управление бюджетами маркетинговых кампаний;
  • тестирование новых маркетинговых возможностей;
  • выстраивание отношений со средствами массовой информации;
  • управление стратегиями в социальных сетях;
  • оценка эффективности маркетинговых кампаний;
  • мониторинг и улучшение SEO;
  • разработка способов продвижения новых продуктов;
  • обучение сотрудников отраслевым маркетинговым тенденциям;
  • анализ отзывов клиентов;
  • анализ доходов от рекламы и отчетность перед руководством.

Менеджеры по маркетингу совместно с другими членами команды создают как простые, так и сложные рекламные кампании. Они также могут вести переговоры о контрактах на различные формы рекламы после формирования маркетингового бюджета. Маркетологи работают, чтобы определить лучшие и наиболее креативные способы рекламы продуктов или услуг компании. Затем эти идеи представляются компании и конечному клиенту, чтобы получить одобрение на их реализацию.

Роль и задачи отдела маркетинга

Главная, приоритетная задача маркетолога – контролировать возникающую в сознании аудитории ценность товара/услуги. Ведь именно от этого зависит рост объема продаж и прибыль бизнеса. Что, в свою очередь, станет прозрачной отчетностью по эффективности специалиста.

Это фундамент работы в сфере маркетинга. Если покупатель высоко оценивает продукт и приобретает его, закрывая личную потребность, то бизнес растет в доходах и прибыли – происходит взаимовыгодный обмен.

Из всего вышесказанного вывод очень простой: уровень прибыли бизнеса прямо зависит от деятельности маркетинг-отдела. Поэтому он находится на топ-позиции в предприятии, обладая нужным количеством ресурсов для контроля ценности продукта.

В деятельность отдела маркетинга входит:

  1. Исследование рынка и трендов.
    Работа заключается в предварительном изучении данных, подготовке отчетности и подведении результатов. Если к задаче привлекаются сторонние специалисты, то маркетолог компании готовит план анализа, выявляет детальность изучения рынка и ключевую информацию, которую нужно получить. Кроме того, по результатам анализа совместно формируется грамотная стратегия.
  2. Исследование поведенческого фактора целевой аудитории.
    В обязанности отдела маркетинга входит коммуникация с конечным клиентом. Проводятся анкетирование и опросные тесты, и в результате достигается четкое понимание нужд аудитории, ее «болей» и причин потенциального отказа от покупки. Так формируется товар/услуга, на основе спроса. Специалисты выявляют мотивацию к приобретению продукта, развивают ее до уровня повышения частоты и объема покупки. Закрывают возражения, которые тормозят рост продаж. Исследуют рынок на предмет спроса, чтобы бизнес мог активно развиваться.
  3. Определение рыночного сегмента.
    Маркетологи участвуют в определении рыночной ниши и круга потенциальных покупателей, основываясь на возможностях рынка, преимуществах и недостатках других игроков и реальности вложения финансов в продвижение и улучшение продукта.
  4. Формулирование отличий от конкурентов.
    В задачи отдела маркетинга входит формирование правильного имиджа продукта, наделение его особенностями, отличиями от товаров-конкурентов. Отстройка от них производится с помощью изучения других игроков рынка и формулированию аргумента выгоды приобретения именно данного продукта. Понимание сильных факторов дает возможность выявить правильные способы конкуренции в определенном сегменте.
  5. Согласование плана развития продукта.
    Маркетинговый отдел должен принимать участие в создании плана развития бизнеса:
    1. компетенции в области понимания рыночных трендов и потребностей целевой аудитории позволяют определить незанятые сферы, выгодные для развития и с минимумом конкурентов.
    2. стратегическое мышление специалистов в области маркетинга способствует выявлению основных возможностей развития и текущих рисков для компании, а также помогает созданию стратегии уменьшения угроз.
  6. Контроль над ассортиментом и поддержка текущего на рынке.
    Маркетологи понимают, что удовлетворит потребности аудитории – основные качества продукта, его тип. Какую информацию доносить до покупателя, чтобы мотивировать его к приобретению. Какая стоимость будет адекватной. А также видят подходящие каналы сбыта.
  7. Надзор за внешними поставщиками и агентствами.
    Маркетинг обычно отвечает за выбор и управление агентствами и поставщиками, которые производят маркетинговые материалы и/или оказывают маркетинговую поддержку. Это могут быть рекламные агентства, поставщики печатных изданий, PR-агентства или специалисты, веб-провайдеры и т.д.
  8. Менеджмент коммуникаций с потребителями.
    В обязанности marketing-специалиста входит расширение списка клиентов. Для этого создаются event-мероприятия, направленные на поддержку коммуникаций с текущими потребителями, привлечение новых и возврат тех, кто прекратил сотрудничество с компанией. Развитие базы лояльных клиентов – основная цель отдела. Именно такие покупатели будут приносить бизнесу стабильную прибыль, текущую и будущую.
  9. Создание контента, обеспечивающего поисковую оптимизацию сайта.
    Сайт часто является первым (и, возможно, единственным) местом, куда люди обращаются за информацией о компании. Отдел маркетинга отвечает за поддержание актуальности веб-контента, а также за то, чтобы сайт быстро обновлялся.
  10.  Создание, управление и поддержание страниц в социальных сетях.
    Отдел маркетинга также должен управлять учетными записями и внимательно следить за тем, что публикуется о компании в Интернете.
  11. Работа со средствами массовой информации.
    Когда компанию цитируют в СМИ, сотрудник отдела маркетинга часто выступает в роли ее представителя или помогает руководителю в ответах на вопросы интервью.
  12. Отчетность и выводы по проделанной работе.
    Маркетинговый отдел управляет проектами и контролирует деятельность других отделов компании для разработки товара/услуги с наилучшими качествами. Кроме того, изучает свободные сегменты рынка и делает выводы из полученных данных. Использует в работе ивент-маркетинг и достигает лучших результатов даже в условиях ограничения ресурсов.

Гай Карапетян