Новый, динамичный подход к процессу стратегии через элементы теории ограничений
Суть статьи:
- Отказались от анализа прошлого – симптомов и причин.
- Отказались от линейной работы над целями.
- Сделали акцент на барьерах, мешающих достижению цели.
- Переделали Х-матрицы в матрицу целей.
Всем привет, меня зовут Гай, и я консультант, помогающий компаниям проводить стратегические сессии и разрабатывать стратегию компании.
Мы создали модель стратегического процесса, которую назвали «Стратегия перманентного взлёта», и я хочу вам рассказать про неё и про то, как она родилась.
История возникновения
Как знают некоторые читатели, ранее мною была создана модель «Прыжок», которая описана на этой странице и являлась основой стратегического процесса, по которому я и работал с большей частью клиентов.
Она многим нравится, ею удобно пользоваться, однако со временем мы обнаружили, что работа над левой частью модели «Прыжок» (симптомы и причины) нам не даёт никакой пользы для решения стратегических задач.
Я работал с компанией «Органиксофт», один из её владельцев Олег Хаткевич возглавлял продуктовое направление. Мы проводили встречу с сотрудниками продуктового отдела и попросили их описать симптомы и причины (слабые стороны) того, что они наблюдают в организации, и получили то, что и вы, и тысячи консультантов получают, если проводят интервью-анализ организации.
Обсуждая с сотрудниками симптомы и причины компании, чаще всего мы получаем нытьё и жалобы на:
- плохие процессы,
- плохих коллег,
- нечеткие цели,
- регулярную смену приоритетов,
- плохую мотивацию,
- высокую нагрузку и нехватку рук,
- слабую автоматизацию и так далее…
Вы это получите в любой компании, любого уровня развития, люди всегда найдут, что всё не идеально.
Даже если вы это случайно всё вылечите – это всё не про стратегию.
Более того, вполне возможно, что если мы начнём работать над целями, то всё это лечить и не надо.
Надо что-то прекратить делать, а что-то выстроить совершенно по-другому, с другими людьми. То есть анализ симптомов и процессов хорош, если ваша задача – отрегулировать операционку. Но для решения стратегических задач он может оказаться бесполезен.
Что же касается симптомов, влияющих на реализацию стратегических целей, я ещё ни разу не встречал такого, чтобы я накопал нечто, чего компания о себе не знала бы. Другой вопрос – про приоритеты и структурирование информации. Но в модели «Перманентного взлёта» мы структурируем информацию, исходя из других перспектив.
После того интервью сотрудников, переглянувшись с Олегом, мы вычеркнули левую сторону в «Прыжке» и задались совершенно другим вопросом: «А как реализовать цель-то?»
Да, что-то не идеально. Но компания прекрасно существует не первый год, да и нет компаний, у которых всё идеально.
Для стратегического процесса нет потребности чтобы все было идеально и готово,, так как задача сильного управленца создавать ресурс для достижения цели, даже когда видит препятствия и отсутствие ресурса.
В НЛП есть понятие «рамка проблемы и рамка решения». Подавляющее большинство людей свою жизнь проводит в обсуждении проблем и того, почему что-то не получится. Мы же акцентировались на рамке решений.
Какова цель, какие препятствия, и как нам её достичь, несмотря на наличие препятствий.
Обратите внимание, если вы с вашей командой решите пойти нашим путём и начать обсуждать цели, а не проблемы, вас ждёт ловушка, когда решение проблемы подставляется в качестве цели. Ниже будет несколько примеров, а пока примите, что «вылечить кашель и нет денег и времени» – это не про «как стать мастером спорта».
Следующим важным элементом в нашей работе стал отказ от прямой линейной работы над достижением целей. Этот подход был внедрён мной ранее с подачи Максима Опилкина, который в работе над OKR сосредоточился на работе с барьерами над достижением целей. Подробнее по данной ссылке.
Суть подхода
Суть подхода: «Если у вас нет яхты, то дело не в том, чтобы больше работать, а в том, что у вас внутри и снаружи есть препятствия. Уберите самое главное препятствие, и ваша яхта станет ближе к вам. А потом уберите следующее, а потом следующее». Да, это элементы теории ограничений в гибком проектном управлении. У вас всегда будет следующий барьер. И только забравшись на первую гору, вы увидите следующую, поэтому не обязательно обозначать заранее весь маршрут. Достаточно определить основные барьеры. А разобравшись с ними искать следующие.
То есть не «трясти надо», как в анекдоте, а посмотреть, чего не хватает и как это получить. Так и выработался подход, в котором основное внимание уделяется работе с барьерами, определяя и преодолевая которые (а они будут становиться всё масштабнее), компания будет находиться в процессе перманентного взлёта.
Как определить барьеры. Задайте себе вопросы:
— До чего не доходят руки? Почему?
— Какие из задумок не реализованы? Почему?
— Если задача х10, без чего не сделаем? Почему?
Или вопросы, предложенные Максимом Опилкиным.
Примеры барьеров
Как выглядят барьеры. Вот несколько реальных примеров из моей практики:
- Компания обсуждает релиз фич, спеки, нехватку программистов. На вопрос «А чего не хватает для роста?» через полчаса приходит ответ, что «Мы не знаем, по каким параметрам клиенты оценивают размещение у нас». Надо ли внедрять фичи и выстраивать процессы в таком случае?
- Компания обсуждает настройку процессов и конкурентную борьбу. А чего не хватает для роста? Как отдавать продукт бесплатно, а расти за счёт допуслуг. Оказывается, рынок всё равно идёт к тому, что маржа будет минимальна и всё ниже и ниже. Эпоха начала СВО закончилась, и в этой сфере все преимущества закончились. При этом у компании есть возможность работать, по сути, бесплатно, получая большую маржу на параллельных услугах. Надо ли СEO в этот момент думать о процессах?
- Совет директоров уже второй месяц обсуждает поиск маркетингового креатива (для их сферы это важно, но не стратегически важно). На мой вопрос: «А как вырасти х10, что тогда будет важно?» ответом было: «Не знаем, где набрать в разы больше таких же крутых специалистов в маркетинг. На рынке их нет. Надо растить. А креатив ничего не гарантирует на текущий год».
- Компания обсуждает проблемный кривой выход на новый для себя рынок Таиланда. Совет директоров лечит Таиланд. На вопрос «А чего не хватает для роста?» приходят к выводу: «Не знаем, как проверять выходы на новый рынок быстро и дёшево. Как выходить на 5 рынков в год». Надо ли директорам лечить Таиланд? Пусть ответственный по Таиланду лечит Таиланд.
Процесс работы
Как выглядит у нас процесс работы, упрощённо:
- Определить цели и целевые показатели.
- Определить перечень барьеров, провалидировать, приоритизировать.
- Выбрать самые горячие и самые жирные барьеры.
- Описать набор действий (подцелей) для обхождения барьера, назначить ответственных.
- Прописать всё в целевой матрице верхнего уровня.
- Декомпозировать матрицу при необходимости.
- Запустить процесс реализации, например через OKR.
- В конце цикла решите оставляете ли в работе те же барьеры, или стоит сменить приоритизацию и взять другие.
- Повторите.
Матрица целей на замену Х-матрице
Для фиксации стратегии мы использовали раньше Х-матрицу, в которой тактические цели были заменены барьерами. Однако неподготовленной аудитории сложно читать Х-матрицу и вертеть головой. С тем же Олегом Хаткевичем из «Органиксофт» был разработан иной метод картирования, более понятный с первого контакта.
Такую таблицу мы называем матрицами целей, о ней планируется отдельная статья в ближайшее время.
Отличия от ТОС и трекинга
Вы спросите, а в чём отличие стратегии перманентного взлёта (СПВ) от теории ограничений (ТОС) или от модели консалтинга “трекинг”? По большому счёту разница невелика, но она есть в деталях.
Я не специалист по теории ограничений, только читал книги и смотрел лекции Голдратта. От теории ограничений СПВ на мой взгляд отличается тем, что всё же в первую очередь определяет стратегические цели и работает на этом уровне, не сосредотачивается на одном главном ограничении потока, а планирует долгосрочную широкомасштабную работу по основным фронтам. СПВ не претендует на то, что это ТОС, поэтому мы не используем фразу «ограничения», а говорим «барьеры». То, что мы называем «барьер», в подавляющем большинстве случаев не будет считаться ограничением у специалистов по ТОС.
От трекинга СПВ отличается опять-таки уровнем целей, развернутым фронтом работ, открытостью ко всем инструментариям, долгосрочностью и масштабностью задач.
Ни ТОС, ни трекинг не являются панацеей и универсальным методом решения проблем в бизнесе, хотя порой и претендуют. СПВ – не метод, не подход, а фреймворк, открытый к интеграции с любыми другими инструментами стратегического и проектного управления.
Вся его суть в определении барьеров на пути к стратегическому видению и стратегическим целям организации. Такой фрейм позволяет легко определить, над чем надо сейчас работать, и менять тактические цели (произрастающие из барьеров) при удержании общего стратегического видения.
То есть в активно изменяющейся среде нам сложно надолго определить перечень тактических целей и действий для реализации стратегии. Однако нужен некий принцип определения таких целей на данный период. Таким принципом является отказ от лечения симптомов в пользу определения и работы с основными барьерами организации.
Итог
Что нам дал такой подход: менее затратный, более динамичный подход выстраивания стратегического процесса с учётом современных подходов к гибкому проектному управлению.
СПВ позволяет управленцу менять тактику через смену барьеров взятых в работу, при этом удерживая свое стратегическое видение. При этом не сосредотачиваясь на одном главном барьере, а развернуть фронт долгосрочных работ распределив целевые показатели и ответственных. При этом подход в рамках PDCA-цикла подразумевает что по окончании цикла барьеры взятые в работу могут потерять уровень приоритизации и быть заменены другими.
СПВ-подход, через определение барьеров, особенно удобен для компаний, которые на данном этапе развития не способны к долгосрочному жёсткому стратегическому планированию. Матрицы целей позволили создать, по сути, бэклог целей и ключевых результатов верхнего уровня, связанных со стратегическими целями и барьерами на пути к ним, позволяя не выявлять или придумывать OKR к необходимой дате, а иметь набор подцелей и результатов связанных со стратегией компании. Для этого необходимо декомпозировать матрицу целей на -2, -3 уровни.
Видеоверсия статьи
Видеоверсию статьи вы можете просмотреть выше или по ссылкам:
Ютуб https://youtu.be/RPnHOrltVrw
Дзен https://dzen.ru/video/watch/682b14679ba17077bc72a075
Рутуб https://rutube.ru/video/7302bb332262679ec37daa8f7b267bf2/