Времена сейчас сложные, все важнее становится оценивать риски и вырабатывать решения для их нивелирования.
Есть типичные подходы/ответы при разговорах про риск-менеджмент, для начала развеем их:
- «Мы и так знаем какие у нас риски!». Да, но никогда не занимались этим системно, а системная оценка может удивить. Обычно все работают интуитивно, концентрируясь на нескольких рисках.
- «Этих нескольких рисков, и так достаточно, они самые важные.» По вероятности возникновения или по величине ущерба? Если по величине ущерба, но вероятность мала, стоит ли овчинка выделки?
- «Нам не нужен полный профиль/банк гипотез, достаточно основных». Банки и профили вообще бесполезное дело, если с ними не работать. А у большинства компаний нет не только банка рисков, но и банка гипотез по развитию. Чаще есть банк задач по развитию продукта, но не компании. А риски ещё оценивается точечно и неполно.
- «У нас уже есть план по рискам». Чаще всего там набор действий, если риски наступят. Реже всего там, действия по предотвращению наступления риска.
В своей книге «Управление рисками» Валентин Никонов (https://www.litres.ru/valentin-nikonov/upravlenie-riskami-kak-bolshe-zarabatyvat-i-menshe-teryat-8326071/) предлагает 5 шагов к управлению рисками:
- Видеть и определять риски.
- Создавать профили рисков.
- Приоритизировать риски – с какими из них следует работать в первую очередь.
- Определить стратегию работы с рисками.
- Создать «подушку безопасности» – то есть план работы с рисками.
Чтобы работать с рисками, нам надо не только описать событие. Но и определить:
- факторы уязвимости,
- влияние,
- вероятность этого риска.
Факторы уязвимости и действия
Это предпосылки, которые могут привести к возникновению риска. Если есть риск «попадание в ДТП», то факторами уязвимости могут быть «недостаток опыта водителя». А «сложные дорожные условия» это действия при которых наступает риск.
Риск – это некая концепция, риск может и не наступить, а уязвимое место – это факт, который существует.
Валентин Никонов
Вероятность возникновения риска выше, когда активны несколько факторов уязвимости. Меньше факторов уязвимости – меньше вероятность риска. Так что одной из задач по предупреждению рисков является максимальное уменьшение количества активных факторов уязвимости по риску.
Активные факторы уязвимости содержат в себе сами факты, а также предполагаемые «действия», при которых наступит риск.
Например, при риске отсутствия рабочей силы.
- Условие – 80 % сотрудников компании, это мужчины призывного возраста.
- Действие – объявление о мобилизации.
Или при риске возникновения пожара.
- Условия – на складе стоит цистерна с бензином.
- Действие – конкуренты могут поджечь (вспомним горящие склады Протек и Natura Siberica. Или просто — сотрудники закурят на складе.
Иногда непонятно что является риском, а что является фактором уязвимости. Если доходить до крайностей, то есть всего два риска: не заработаем сколько надо, потратим больше, чем стоило.
Риски нужно определять таким образом, на таком уровне, чтобы было понятно какие меры надо принимать.
Управление риском – это устранение факторов уязвимости.
Валентин Никонов
Ещё раз.
Полностью определить риск – это определить:
- Рисковое событие
- Вероятность
- Влияние
- Факторы уязвимости
Процесс работы с рисками
1 — Определите риски
Наша задача, для начала определить перечень потенциальных рисковых событий и создать профиль рисков.
Для этого нам понадобится классификация рисков.
Какие типы рисков могут быть?
Существуют три основные группы рисков.
- Рыночные риски — основываются на изменение спроса, в том числе по конкурентным и макроэкономическим факторам.
- Кредитные риски — в основном связаны с тем, что контрагенты не оплатят счета.
- Операционные риски — неадекватные процессы, сбой процессов, ошибки людей и систем, внешние события и т.д.
А также большое количество дополнительных, уточняющих типов:
- Стратегические риски — вспомните Полароид, Кодак, Нокиа.
- Репутационные риски — что будет если будут писать про вас негативное.
- Риски ликвидности — как скоро можно продать.
На картинке выше отнюдь не полный перечень возможных видов рисков. При этом одни и те же риски могут попадать одновременно в несколько видов. Например, маркетинговые риски могут оказаться и рыночными, и стратегическими и операционными, в зависимости от того, что это конкретно за риск.
Как искать риски? Для поиска рисков мы можем проводить обзор документации, интервью с сотрудниками, PEST, SWOT и конкурентные анализы, дерево текущей и будущей реальности и т.д.
2 — Определите критерии оценки рисков
Давайте тебе выберем наиболее значимые для нас риски и определим критерии классификации величины влияния/ущерба.
Нам надо оценить риски по 3 балльной шкале. Какие последствия можно оценить на 1 балл, а какие на 3?
Предположим, что наиболее важные для нас, для нашего успеха, следующие категории рисков:
- Безопасность (клиентов и сотрудников)
- Имидж
- Проверяющие органы
- Производительность
- Финансы
Что может быть последствием на 1 балл, что на 2, что на 3?
Безопасность: 1 балл — лёгкие травмы, 2 балла — средней тяжести, 3 балла — тяжёлые последствия.
Имидж: 1 балл — негативные слухи, 2 балла — статьи в СМИ и соцсетях, 3 балла — явное отвращение к бренду.
Проверяющие органы: 1 балл — это замечания к исправлению, 2 балла — штрафы, 3 балла — отзыв лицензии, запрет на деятельность.
Производительность: 1 балл — дополнительная нагрузка на сотрудников, 2 балла — остановка некоторых услуг/продуктов, 3 балла — остановка всех продуктов/услуг.
Финансовые риски: 1 балл — потери, например, до 500.000 руб., 2 балла — потеря до 1.000.000 руб., 3 балла — более 1 миллиона рублей.
Но в практике, часто, выбирают лишь один — финансовый критерий, так как практически все можно свести к нему: недозаработали, перепотратились.
3 — Создайте мини-матрицу ИКАО
Теперь, определив критерий тяжести влияния, мы можем создать матрицу рисков ICAO и понять с какими рисками следует работать в первую очередь.
В матрице два вектора — вероятность и степень ущерба/влияния. С последним мы разобрались в предыдущем блоке. А вот степень вероятности можно определять просто интуитивно, или опросив коллег/экспертов и получив их оценку по 3 балльной шкале.
В идеале проработать надо все риски, причём делать это регулярно и системно. Но в первую очередь мы работаем с рисками из красной зоны.
Если получилось так, что во время работы разные группы по разному оценили ущерб или вероятность риска, тот тут надо или переоценить и понять почему происходит разница в оценках, или прийти к компромиссу. Самый простой вариант компромисса — лучше переоценить, чем недооценить, и идти по максимальной оценке.
Матрицу можно сделать и посложнее, погуглите, если интересно.
4 — Определите стратегию работы с каждым из рисков
Определив риски, мы должны определить стратегию работы с ними. Есть 4 основные стратегии работы с рисками.
- Принятие риска — то есть мы ничего не делаем, принимаем эту вероятность. Когда возможно так поступать, когда прибыль планируемая высока, а убытки низкие. Или то, что от нас никак не зависит.
- Смягчение риска — устранить факторы уязвимости (см. начало статьи).
- Избегание риска — не делать того, что содержит в себе риск.
- Перенос риска — аутсорсинг, страхование риска.
В остальных случаях не трогаем, не делаем, или отдаем на откуп.
Например, есть вероятность получить высокую дебиторку.
Смягчить риск — создать критерии выдачи товарного кредита, описать и запустить процесс работы с дебиторкой. Подписать договор по факторингу.
Избежать риска — все отдавать только по предоплате, чтобы вообще не было дебиторки.
Перенести риск — застраховаться от высокой дебиторки.
Принять риск — ничего не делать, не давать дебиторку не можем, смягчить тоже не можем или не хотим, а страхование для нас не рентабельно.
Далее, по итогам мы заполняем финальную таблицу, подушку безопасности, которая содержит в себе перечень рисков, стратегию и тактику (необходимые действия) работы с ними.
Форматы работы
В каком формате проводить работу? По сути их два: 1) это создаётся рабочая группа, или сразу отдел, и они в своём темпе реализуют эту работу. 2) это стратегическая сессия, где вы за 1-2 дня разбираете всю группу рисков, а дальше назначаются ответственные и задачи включаются в используемую систему управления, например их можно реализовывать по OKR. После чего наступит стадия контроля за исполнением.
В дальнейшем рекомендуется поставить оценку факторов риска и последствий на регулярную основу.
По PMI PMBOK в пятой редакции, предлагаются следующие 6 шагов по управлению рисками:
- Планирование управления рисками
- Идентификация рисков
- Качественный анализ рисков
- Количественный анализ рисков
- Планирование реагирования на риски
- Мониторинг и управление рисками
Как реализовать пункты со 2 по 5 включительно и были описаны в этой статье. 1 и 2 пункты связаны с постановкой регулярной оценки рисков и контроля исполнения.