Я регулярно говорю своим клиентам:
Если тебе приходится принимать волевое решение в бизнесе ли, в жизни ли, скорее всего ты уже проиграл, просто не осознаешь этого.
Есть несколько инструментов работы в неопределенности, разные для разных ситуаций. Какой инструмент оптимально использовать сейчас, в марте 2022 года, в момент военной операции на территории Украины?
Это сценарный анализ.
Суть предлагаемого метода в том, что не вы принимаете решение, а необходимые решения сами проявляют себя. Вам остается только исполнить их.
Что надо сделать?
Соберите своих сотрудников или партнеров.
- Напишите 3 сценария развития событий: худший, нейтральный, позитивный. Опишите 3–5 тезисами как выглядит каждый из сценариев.
- Определите плюсы в каждом из сценариев.
- Определите предикторы — то есть индикаторы показывающие, что начинает разворачиваться тот или иной сценарий, но чуть раньше, чем это становится окончательно ясно. Предикторы позволят вам немного опередить события. Например:
- объем отгружаемого газа посуточно;
- объем выпуска крупного предприятия;
- заявления политиков;
- объявленное перемирие.
- Создайте решения – то есть планы работы для каждого из трех сценариев.
- Подумайте, как вы можете уже сейчас подстелить недорогую соломку для каждого из сценариев.
- Следить за предикторами. И как только они сработали — запускать план сценария. Уже, по сути, не вы принимаете решение – а оно само напросилось, стало очевидным.
Предиктор — это по сути индикатор (количественный чаще или качественный в случае полит. заявлений, например), по которому мы можем предсказать скорое наступление сценария или уже зафиксировать его начало.
Сергей Семин
Что это вам дает?
- Решения, по сути, сами проявляют себя. Вы их описали, разложили карты и ждете какой проявится.
- Вы немного опережаете события.
- У вас уже готов план действий.
- У команды появляется понимание, что мы будем делать, все на низком старте и готовят сейчас соломку для каждого из сценариев. Снижается тревожность. Видят куда идем, что делаем.
- То же самое можно предложить поделать партнерам, которые на данный момент остановили деятельность. Вы говорите им: «Ок, ребят, вы сейчас не готовы платить. Давайте создадим сейчас сценарии того, как мы будем действовать в той или иной действительности». И когда придет большая определенность, вам не надо будет им что-то продавать. Планы работ уже готовы. Вы таким образом сильно снизите себе конкуренцию. Большая часть клиентов обратится к готовым планам, а не к созданию их с нуля.
Правильный, классический сценарный анализ подразумевает наличие двух осей – макро-трендов. Но можно сделать и по-простому.
Ниже пример одного из моих клиентов. Предикторы и решения закрыты.
Но я обращу ваше внимание, не надо списывать и ориентироваться на это. Это видение IT-компании, занимающейся узкой спецификой. Они занимаются обработкой данных в области логистики.
Для другого моего клиента безработица в 30% это оптимистический фактор, он снизит оплату труда, и он сможет расширить свое производство в России.
В целом, сценарии у клиентов складываются сейчас следующие, от худшего к лучшему.
- Ядерная война. Бизнес планировать невозможно.
- Гражданская война против В.В.П. Бизнес планировать невозможно.
- КНДР. Абсолютный занавес. Каннибализм технологий. На новые нет средств.
- Ирания: изоляция по иранскому сценарию. То есть даже соседями с востока. Но поток средств идет серым и черным способом.
- АрмКазКит: поток ресурсов через Армению, Казахстан, Китай.
- АрмКазКит+: это пункт 4, плюс снята часть санкций.
- Снятие санкций, возвращение в старый мир.
Повторю еще раз – вам нужны ваши сценарии с условиями вашего бизнеса.
Для кого-то сейчас подъем и раздолье.
На этом всё.
Вышеописанного уже достаточно, но можно проделать работу и поглубже.
Более глубокий подход к сценарному планированию в кризис
Что еще полезного можно сейчас сделать?
Введем к тому, что мы делали выше, еще три дополнительных углубляющих и расширающих задачи:
- Создание кризисного видения организации.
- PEST-анализ внешней среды.
- Две факторные оси.
1. Видение
Я уже писал статью о том, что такое видение компании и как его создать https://gaikarapetyan.ru/missiya-i-videnie/.
Возьмем модель из этой статьи и предложим команде создать видение на этот кризисный период.
- Что является для нас ценностью СЕЙЧАС?
- Какова наша честная миссия СЕЙЧАС? Напомню, что миссия, это не лозунг, а ответ для СОТРУДНИКОВ, а не для клиентов, в чем смысл нашей работы сейчас.
- Какие большие цели может поставить компания сейчас?
- К какому будущему мы хоти прийти после кризиса, как оно должно наглядно выглядеть?
2. PEST-анализ
Как проводить PEST-анализ, я описывал ранее здесь https://gaikarapetyan.ru/pest-analiz-vneshnej-sredy/
Сейчас хорошо бы провести PEST, чтобы не упустить какие-то очевидные:
- Предикторы;
- Угрозы;
- Возможности.
Ведь PEST это Opportunities и Threats в SWOT-анализе.
Возьмите хотя бы картинку ниже и просто просмотрите все пункты в ней – видите ли вы что-то:
- Что точно не изменится?
- Что точно изменится?
- Что, возможно, изменится?
3. Две факторные оси
Возьмем две факторные оси, которые, на мой взгляд, являются сейчас основными. Но вам лучше определить свои оси, влияющие на ваш бизнес.
- Стоимость нефти.
- Наличие импорта-экспорта через Армению, Казахстан и Китай.
Тогда у вас может получиться что-то подобное, 4 базовых сценария.
У вас могут быть другие оси. У вас может быть больше осей, трехмерные модели.
Но вам однозначно нужны свои оси и модели. Всегда лучше определить свои факторы. Может вы видите что-то значимое для себя.
Дальше вы уже знаете.
- Не принимайте решений.
- Найдите позитивные для себя моменты в каждом из сценариев.
- Как могут выглядеть предикаторы.
- Создайте планы работ по каждому из сценариев.
- Определите, что вы можете сделать уже сейчас для каждого из сценариев.
- Отслеживайте предикаторы. Позвольте событиям принять решение за вас.
- Предложите такую же работу своим замершим клиентам.
Ошибки
P.S.
Что я не осветил в статье?
- После того, как расписали сценарии, мы выбираем один основной. И уделяем ему 80% своих ресурсов. Но 20% ресурсов распределяем между остальными сценариями. То есть готовим соломку на всякий уже сейчас по всем вариантам.
- Основная ошибка — поверить в один сценарий и жить им.
- Вторая ошибка — пытаться только сохраниться. Есть ли возможность расшириться, трансформироваться, взять соседние ниши? Или, может, начать вообще что-то новое? Не пытайтесь только сохраниться.
- Реализация идет через гибкие подходы. Тот же OKR или любые Agile-циклы. То есть не жесткое, линейное, генеративное планирование. Помните, что даже Майкл Портер с генеративными линейными стратегиями обанкротился. Тем более сейчас нужны гибкие подходы, в том числе в стратегии и в ее реализации.
Видео записывали через Яндекс. Телемост. Получилось не очень. Наверное скорее подкаст такой. Но, может для вас прозвучат любопытные, расширяющие мысли.
Подпишитесь на мой Телеграм https://t.me/zloystrateg или Вконтакте https://vk.com/id456068463