Стратегическая сессия для руководителей

Стратегическая сессия для руководителей. Её отличие от стандартной фасилитации

Чем же сессия для руководителей отличается от обычных стратегических сессий?

  • Мы не развлекаемся.
  • У нас меньше времени.
  • Нужны действительно стратегические решения.
  • Число участников обычно не больше 8.
  • Необходимы данные для принятия решений, а значит:
  • Необходима предварительная аналитическая работа.
  • Желательно, чтобы ведущий сессии был экспертом-стратегом, разбирался в стратегическом менеджменте, а не  просто фасилитатором.

Почему последний пункт важен и я предлагаю себя на эту роль? Дело в том, что очень часто менеджмент слабо себе представляет уровни стратегического планирования и не обладает практическими навыками в области стратегического управления. В такой ситуации собравшись вместе они придумывают некий план действий и называют это стратегией.

Но план не является стратегий. Давайте я попытаюсь объяснить это, но в очень упрощенной форме. Посмотрите на вставку ниже. Недавно я писал об этом на своих страницах в соцсетях.

Подавляющее большинство традиционных сессий, по крайней мере тех, что я видел, носят характер налаживания горизонтальных коммуникаций, тимбилдинга, и прочих коммуникационных корпоративных мероприятий. Это хорошо при работе с менджментом среднего звена и рядовым пресоналом, но ведение стратегических сессий задачей которой является действительно разработка стратегии имеет существенные отличительные особенности.

Итак.

Отличие стратегической сессии для руководителей

Сессия для руководителей может длиться от нескольких часов до двух дней. Но для принятия решений, а особенно для принятия быстрых решений, нужны данные. А следовательно, необходимо предварительно провести:

  • Аудит компании
  • Анализ рынка

Нам нужны факты, иначе это будет обмен мнениями, а не стратегические решения.
Людей, действительно принимающих решения в компании, обычно немного, в отечественных компаниях это 1-3 человека. Именно поэтому в стратегической сессии для руководителей количество участников небольшое: это ЛПР и некоторые замы/эксперты.
Значит, речь не идет о массовых сеансах игры с аудиторией, когда, якобы, проводится сессия на 50 или 100 человек, а на самом деле людям дают отдохнуть и создают впечатление, что это именно их решения выражены в стратегии.
В нашей ситуации это будет небольшой коллектив людей, которым нужно в короткие сроки наметить дальнейшие стратегические шаги.

Ведущий сессий для руководителей должен знать основы стратегического менеджмента, отличать уровни стратегического планирования, быть готовым высказать свое мнение и, по возможности, отсечь разговоры и решения, не относящиеся к действительно стратегическим.
Дело в том, что опыт и наметанный глаз ведущего сразу позволяют представить следствие большинства решений и показать команде ее результаты.
Это отработанный навык так как все же у большинства руководителей взгляд на решения затуманен из-за операционной рутины.

Также нам необходимы входящие факты для принятия решений. А значит, необходимо хотя бы в экспресс-варианте провести аудит компании и анализ рынка. В том числе эти данные позволят ведущему сессии принимать непосредственное участие в разработке стратегии.

Зачем нужен аудит, ведь руководители и так знают компанию? Банально, но часто бывает, что руководители думают одно, а в действительности ситуация в компании выглядит несколько иначе. Поэтому хорошо бы ведущему за несколько дней до сессии провести быстрый аудит компании: поговорить с менеджментом и рядовыми сотрудниками, просмотреть проектную документацию и поискать ограничивающие звенья в процессах. Вы получите независимый сторонний аудит, а ведущий после этого будет готов, на равных с руководителями, принимать участие в обсуждении стратегических перспектив.

Что касается анализа внешней среды и рынков. Если нет возможности и ресурсов провести его своими силами, то рекомендуется поискать готовые верхнеуровневые исследования в интернете, а также поговорить с партнерами: поставщиками, клиентами, контрагентами и пр.

Чем полезны стратегические сессии и о применяемых мною методах и инструментах вы можете прочитать на этой странице.

Типы стратегических сессий:

  1. Коммуникационные — задача услышать друг друга, начать говорить на одном языке. Обычно не востребованы, как стратегические сессии, руководителями и более полезны для среднего звена.
  2. Портфельные — задача звучит как поиск альтернатив, просмотр рынков, поиск вариантов развития, оптимизация вложения. Уровень топ-менеджмента.
  3. Бизнес-стратегии — на подобных сессиях рассматривается вопрос «как победить конкурентов на текущем рынке». Уровень топ-менеджмента и второго уровня руководителей.
  4. Продуктовые — развитие продукта, его модификации, изменение потребностей пользователей. Уровень второго и среднего звена.
  5. Кризисные — решаются острые задачи бизнеса. Единственный тип сессии, когда вперед выносятся вопросы эффективности, а не производительности. Смешанный состав участников, зависит от самой проблемы.

Руководители чаще всего решают задачи №1, 3 и 5.
Рекомендуется еще до начала сессии определить ее тип и четко сформулировать вопрос(ы), выносящиеся на сессию. Простите за назойливость, но аудит до сессии дополнительно помогает четко сформулировать вопросы.

Что является результатом стратегической сессии:

• набор принятых решений;
• протокол стратегической сессии;
• профайлинг участников (по желанию);
• персональные рекомендации (по желанию).

Обращу ваше внимание, что по итогам стратегической сессии не создается документ под названием “Стратегия компании”. Подобный глубокий документ требует долгой исследовательской работы, уточнений и согласований.

Какие инструменты я использую во время проведения сессии?

Это зависит от поставленных задач. Сценарий и инструменты сессии мы утверждаем с заказчиком заранее, например, сценарий может быть таким (ссылка). Но, при необходимости, я могу изменить сценарий, если того требует ситуация.

Используемый инструментарий:

  • SWOT-анализ;
  • Матрицы Ансоффа, Портера, Маккинзи и собственные маркетинговые матрицы;
  • Сценарии по Декарту;
  • Групповые обсуждения;
  • Кейсы;
  • Симуляции;
  • Рабочие тетради.

Этапы проведения стратегической сессии для руководителей

  • Проектирование.
  • Утверждение сценария и вопросов.
  • Проведение.
  • Подготовка итогового отчета.
  • Сопровождение в реализации стратегии, стратегический трекинг (по желанию).

Дополнительную информацию по проведению стратегических сессий вы можете получить на этой странице.

Задать вопросы, пожелания и предложения вы можете через форму ниже, под этой статьей.

Интересно? Поделитесь статьей.

Задайте свой вопрос:
(Ваш e-mail и сообщение увидит только администратор сайта)