Содержание:
— Что такое PEST-анализ
— Модификации PEST
— PEST и SWOT
— Пример PEST-анализа
Что такое PEST-анализ
PEST-анализ — один из базовых методов анализа внешней среды организации, зачастую предваряющий SWOT-анализ. Используется в основном для определения трендов рынка, общей динамики отрасли. Результаты ПЕСТ-анализа важны для оценки потенциальных угроз и возможностей среды, в которой действует компания.
Отсюда первое правило — при проведении PEST-анализа необходимо в первую очередь определить стратегический срок: мы исследуем то, что есть сейчас, или то, что будет через несколько (сколько?) лет.
К примеру
Сейчас в России большое количество автодилеров, и они, откровенно говоря, все еще неплохо себя ощущают. Но если мы посмотрим на 5 лет вперед, в нашем PEST-анализе возникнет тренд — автопроизводители будут налаживать прямые поставки от заводов к потребителям с помощью интернет-заказов, т.е. есть тренд D2C (Direct to Customer).
PEST (ПЕСТ) — акроним, образованный словами Political (Политические), Economical (Экономические), Social (Социальные, социокультурные), Technical (Технические). Т.е. описание некоторых (основных) факторов внешней среды. Или еще точнее — макросреды компании.
Как вы видите на картинке, факторов внешней среды может быть существенно больше. Отсюда возникают всякие модификации Пест-анализа, о которых я упомяну ниже.
Political, Политические факторы
P (Political, Политические) — опишите законодательные, правовые и политические факторы внешней среды. Точнее, если вы делаете анализ на будущее — какими они будут, тенденции, заявленные, но не вступившие в действие регулирующие и законодательные механизмы.
Что изменится с этой точки зрения в вашей стране, рынке, отрасли, в которой обитает и действует ваша организация? Как это на вас может повлиять? Что с сертификацией и лицензированием?
Насколько государственные регулирующие органы вмешиваются в деятельность компаний? Планируются ли изменения? Высок ли уровень коррумпированности?
А также обратите внимание на взаимодействие вашего государства с соседними странами и политическими оппонентами. Не навредит ли это вашему бизнесу.
Пример
На российском онлайн-рынке торговли продуктами питания в ближайшие годы ожидаются послабления в дистанционной торговле и доставке алкоголя. Или, к примеру, в сфере здравоохранения ожидаются изменения в области дистанционной диагностики и телемедицины.
Или печальные примеры, когда после событий 2014 года вынуждены были закрыться и прекратить свою деятельность компании, поставляющие продукты питания из-за рубежа.
Economical, Экономические факторы
E (Economical, Экономические) — опишите экономические факторы окружающей среды. Это факторы, которые имеют прямое и наиболее важное влияние на ваш проект. На что надо обратить внимание?
- Инфляция
- Курс валют
- Налоговые ставки и льготы
- Динамика ВВП на душу населения
- Безработица
- Банковское регулирование
- Доступность кредитов
- Цены на нефть и прочее сырье
- Цены на аренду и продажу недвижимости
Social, Социокультурные факторы
S (Social, Социокультурные) факторы внешней среды. О чем идет речь?
- Убеждения в обществе
- Количество браков и детей
- Средний возраст населения
- Общие демографические показатели
- Образованность, наличие квалифицированных кадров
- Процент населения за чертой бедности
- Тренды в обществе
- Религиозные нормы
- Миграционные показатели
- Доминирующие вакансии
- Востребованность у абитуриентов тех или иных факультетов
Пример
Почти всем своим клиентам из Татарстана я предлагаю очевидную идею, которая поможет снизить конкуренцию в разы и при этом поднять цены — делайте халяль продукты или услуги.
Халяль косметика.
Халяль рекламное агентство.
Халяль что угодно!
(После написания данной статьи меня известили, что говорить халяль-косметика не корректно. Давайте поменяем позиционирование на косметика от мусульман для мусульман и т.п. Это позволит более точно попадать в целевую аудиторию и говорить с клиентами о своих ценностях)
Technological, Технологические факторы
T (Technological, Технологические) факторы, но я в своей практике добавляю сюда еще и общие тенденции, не вписывающиеся в другие блоки. Данный блок требует более подробного анализа, так как внезапная смена технологий может существенно ударить по позициям компании.
Когда-то, в последние годы своего существования, компании Нокиа и Кодак были весьма прибыльными организациями, но недостаточное внимание к технологическим трендам привело эти компании к исчезновению. Или вспомните, как исчезли из городов многочисленные копировальные центры с удешевлением копировальной техники и развитием компьютерных периферийных устройств.
На что обращать внимание?
• Ключевые технологические изменения
• Инновационные тренды
• Влияние digital-технологий
• В целом технологическая скорость реагирования среды
• Средние затраты государства и компаний на научные исследования
• Динамика спроса на технических специалистов
Прочие модификации ПЕСТ-анализа.
Специалистам хочется охватить больше факторов внешней среды, чем предоставляют вышеперечисленные четыре блока. В целом, неплохо бы описать все факторы макро- и микросреды, представленные выше на картинке. Но т.к. объем работы, возможно, окажется избыточным, специалисты добавляют отдельные, наиболее важные блоки.
PESTEL-анализ
В частности, существует модель PESTEL-анализа. Окончание EL обозначает дополнительное внимание к факторам E (Ecological, Экологические) и L (Legal, Правовые), обозначающим дополнительное внимание к правовым факторам.
PESTELI-анализ
PESTELI — это анализ, дополненный отраслевым анализом рыночной среды. I (Industry, Индустрия). Здесь уделяется более глубокое внимание конкурентной среде и косвенным рынкам.
STEEP-анализ
STEEP анализ дополняет ПЕСТ еще и факторами этического характера
PEST и SWOT
Как я уже писал выше, ПЕСТ может выступать в качестве описания внешней среды в СВОТ-анализе, т.е. используется для описания Возможностей (O) и Угроз (Т) в заданном стратегическом периоде. Единственное, в классическом ПЕСТ-анализе не уделяется внимание конкурентной среде.
Как определить, относится ли фактор к внешней или к внутренней среде компании? Это можно сделать с помощью вопроса “Может ли компания на это повлиять? ”. Если да — то это фактор внутренней среды, если нет — фактор внешней. Но бывают и такие случаи, когда один и тот же фактор может относиться и к внутренней среде SW, и одновременно к внешней OT.
Еще раз подчеркну, что грамотный анализ внешней среды в SWOT-анализе и является, по сути, подробным PEST-анализом.
Пример проведения PEST-анализа
Для чего необходимо описывать факторы внешней среды, и что с этим делать в дальнейшем?
На следующем этапе, после сбора факторов, составляется таблица, где описываются действия компании в ответ на изменения окружающей среды, как воспользоваться положительными факторами и как нивелировать отрицательные. Для чего? Для достижения целей компании.
Приведу пример подобной таблицы, которую я составлял для одного из своих клиентов, технологической компании, разрабатывающей CMS (движок сайта) для интернет-магазинов.
Пример приведен в сокращенном варианте.
Полититические | Описание | Влияние на компанию | Ответные действия организаци |
Санкции к России | Не будет расти количество магазинов-экспортеров. | низкое | Фокус на потребности внутреннего рынка. |
ФЗ 152 о Персональных данных | Ужесточение требования к хранению персональных данных. | высокое | Требуется доработать безопасность движка и блок работы ритейлера с персональными данными клиентов. |
Экономические | |||
Стагнация | Не будет расти количество интернет-магазинов. | высокое | Необходимо разработать новый продукт, или провести агрессивную конкурентную маркетинговую кампанию. |
Сбербанк, Яндекс, Мейл.ру объявляют о крупных инвестициях в собственные маркетплейсы. | Количество действующих магазинов в стране сократится, произойдет консолидация рынка, магазины просто выложат товары на эти маркетплейсы. Движки будут не нужны. | высокое | Разработать продукт по интеграции торговых данных на всех маркетплейсах разом. |
Падение доходов населения | Падение доходов и маржи у ритейлера. | среднее | Ориентир на недорогие модификации продукта с регулярной оплатой за аренду. Без сложных наворотов и модулей. |
Социокультурные | |||
Спрос на обучение на программистов | Продолжается нехватка квалифицированных, опытных программистов. | низкое | Ориентир на программные продукты, не требующие излишней квалификации программистов. |
Китайские интернет-магазины | Люди предпочитают недорогие покупки на китайских маркетплейсах. | высокое | Разработка интеграций с китайскими магазинами. |
Технологические | |||
Рост маркетплейсов | Рынок консолидируется. Останутся единичные игроки с моделью маркетплейс. Не будет потребности в CMS для маркетплейсов, т.к. их будет немного. | высокое | Необходимо разрабатывать продукт, помогающий увеличивать продажи на маркетплейсах и интегрирующий деятельность на всех маркетплейсах. |
Облачные решения | Растет спрос на облачные технологии. | среднее | Необходимо добавить SAAS модель продаж. |
Итак, мы с вами рассмотрели модель ПЕСТ-анализа, его взаимосвязь со СВОТ-анализом, а также с описательным методом по оценке и разработке программы действий в ответ на изменение внешней среды.
Обращу ваше внимание, что если компания функционирует на разных рынках с различными продуктами, то анализ необходимо проводить для каждого рынка/продукта.