Возможно вас также заинтересуют статьи про сценарий стратегической сессии и как провести стратегическую сессию самостоятельно .
Недавно прочитал у уважаемого специалиста, что самое ценное в проведении стратегических сессий, на его взгляд, — это не результаты сессии, а те уровни коммуникаций, которые возникают в команде, сплоченность и вдохновение коллектива.
Хм. На мой взгляд, взгляд модератора стратегических сессий, это некая форма ханжества. Если цель в сплочении команды, то заказчику лучше заказать профессиональный тимбилдинг с психологами.
При заказе стратегических сессий конечной целью должны являться стратегические вопросы. Другое дело, что бывает обратный перекос: заказчик заказал стратегическую сессию, сел и ждет…
Сейчас для его компании за два дня разработают стратегию.
Можно больше ничего не делать — только подождать.
Угу.
Был недавно случай, владелец компании заказал и оплатил сессию. Письма о необходимости предварительно обговорить планируемую сессию, подготовиться самому и команде были проигнорированы полностью. В день сессии я внезапно оказался перед командой в 23 человека, и сессия плавно превратилась, превратилась сессия… в изящную лекцию о стратегическом планировании. Сам заказчик появился ближе к обеду. Ну, вы поняли — пусть ребята «пообразовываются».
Давайте тогда обозначим роль, место и способы проведения стратегических сессий.
- Целью являются вопросы стратегического значения, а не развлечения и сплочения. На стратегической сессии все должны работать, а не отдыхать от работы. Впахивать должны, как Владимир Владимирович на галерах, записывать по схемам свои мысли, потом сводить их друг с другом, доставать срочные данные из интернета, анализировать их под разным углом, сводить еще раз, креативить и критиковать.
- Заранее обговаривается цель конкретной сессии. Возможно, понадобятся предварительные работы в поиске и анализе рынков. Целью может быть: стратегический обзор диспозиций, портфельная стратегия, бизнес-стратегия, маркетинговая стратегия, увеличение продаж, сокращение издержек, разработка видения и миссии, коррекция текущей стратегии, формулировка альтернативы, выработка конкретных функциональных решений и так далее.
- На сессии должно быть от 4 до 8 человек. Большим количеством модератору сложно управлять.
- Да, нужен модератор. У всех «своих» специалистов изнутри замылен глаз — и по отношению к рынку, и по отношению к командам.
- Модератор нужен с опытом руководства людьми и с опытом стратегических решений.
- На самой сессии стратегия не вырабатывается. Первая сессия — она обзорная. Вы получаете обзор поля боя, своих возможностей и диспозиции, и ресурсов конкурентов. Это подготовка к войне. Или к тому, как победить без боя.
- Дальше, уже после сессии, проводится или заказывается глубокое исследование определённых секторов поля боя. Собираются данные, которых не хватает.
- На второй сессии разрабатываются уже более конкретные задачи по реализации той или иной стратегии с учетом новых данных и определенных зон наступления.
- Далее уже принятные решения спускаются на детальное планирование и оценку функциональным подразделениям — финансистам, логистам, маркетологам.
- На последнем этапе менеджментом утверждается комплексная стратегия. Модератора тут уже можно привлекать по усмотрению. Но чаще обходятся без модератора.
Это самый рабочий формат, хотя часто пытаются уложиться в одну сессию, растянутую на несколько дней. Для этого даже выезжают за город, в дома отдыха. Ну вы уже поняли, как я к этому отношусь. На мой взгляд, сессии должны быть в рабочих офисах. Так возможно какую-то информацию проверить или добыть сразу же.
Загород выезжать могут только высоко осознанные люди, лучшие из лучших, подготовленные и подготовившиеся, высокорганизованные.
На нашем сайте описана программа стандартной стратегической сессии, которую мы предлагаем. Более того, мы подготовили тетради, которые участник заполняет в процессе сессии своим «видением». В тетради есть и SWOT, и матрица БКГ, и остальной стратегический инструментарий. Тетрадь (старую версию) вы можете скачать ниже.
• Подпишитесь на блог — справа форма подписки (с мобильных подписка внизу), чтобы не пропустить новые статьи и информацию о мероприятиях.
• Закажите стратегическую сессию, если такая потребность есть у вашей компании.
• И скачайте старую версию рабочей тетради для стратегической сессии по этой ссылке, если вам интересно (PDF, 1Mb).