Организационный жизненный цикл, как следует из названия, — это жизненный цикл организации от времени ее создания или возникновения до момента, когда происходит завершение ее деятельности. Он состоит из пяти различных стадий:
- рождения;
- роста;
- стабильности;
- обновления;
- упадка.
Значение
Организационный жизненный цикл — модель, которая сопоставляет бизнес с живым организмом и предполагает, что компания проходит через предсказуемые последовательности различных стадий развития и роста.
Считается, что, как и люди, организации рождаются, растут и развиваются. Затем наступает этап, когда компании начинают приходить в упадок и, как любой живой организм, умирают. Некоторые организации имеют длительный жизненный цикл, тогда как другие не могут справиться с требованиями и имеют короткий срок службы. Тем не менее, всякого рода деятельность следует определенному образцу, и модель жизненного цикла является предсказуемой для любой организации
Задача руководства — осознать и понять все фазы жизненного цикла организации, чтобы определить приоритеты каждого этапа и принять соответствующие решения.
Модель была описана в свое время И. К. Адизесом в работе «Управление жизненным циклом корпорации».
Понимание организационного цикла
Организационный жизненный цикл описывается как социальная система, в которой группа людей организована вокруг общей цели или задачи. Они занимаются многочисленными видами деятельности, такими, как:
- бизнес-планирование;
- стратегическое планирование;
- маркетинг;
- разработка продуктов;
- финансовое управление.
Впервые компанию с живым организмом сравнил экономист Альфред Маршалл в 1890-х годах, а шестьдесят лет спустя Кеннет Боулдинг доказал, что организации проходят жизненный цикл, очень похожий на жизненный цикл человека. С этого момента экономические школы приступили к обсуждению и развитию этой теории.
Важность изучения организационного цикла
Для владельца бизнеса важно понимать жизненный цикл организации, чтобы совместно с менеджментом делать все возможное, чтобы оставаться как можно дольше в бизнесе.
Понимание, которое получает руководство компании после изучения теорий жизненного цикла организации, помогает расставлять приоритеты и решать текущие проблемы.
Когда руководитель пытается выяснить, на какой конкретно стадии жизненного цикла находится компания, не имеет значения, сколько лет функционирует организация. Важнее всего характер ее текущей деятельности и жизнеспособность. Такие показатели определят ступень, на которой сейчас находится компания, чтобы принять соответствующие меры и сделать этот этап лучше, продуктивнее, целесообразнее.
Этапы жизненного цикла организации
Несущим стержнем любой компании можно назвать ее структуру. Надо учитывать, что по мере смены фаз развития будет изменяться и структура. Кроме нее, в фирме должен быть набор инструментария, требуемого для управления.
Выделяют следующие этапы жизненного цикла организации.
1. Этап запуска или рождения
На первом этапе существует потребность в практической и работоспособной бизнес-модели, которая поможет компании найти свой курс развития.
Это этап, когда компаниям необходимо накапливать капитал, разрабатывать продукты и услуги, нанимать работников. Таким образом, этап связан с предпринимательским мышлением и включает в себя:
- написание и формирование бизнес-плана;
- формирование команды;
- составление инвестиционных планов для запуска бизнеса.
На стадии зарождения все новички обладают предельно простой структурой. Большую часть решений принимает и зачастую сам претворяет в действительность владелец бизнеса. Здесь важно выявить свой базовый потенциал и разработать товар, отвечающий желаниям покупателя. На данном отрезке времени многие предприятия принимают за основу политику нишевого соперничества и не конфликтуют с мощными игроками.
В начале пути предприятию сопутствует острая нехватка кадров. Работники выполняют несколько задач одномоментно. Как только продукт получает признание и начинает приносить доход, фирма расширяется, формируются подразделения, действия, протекающие в компании, становятся сложнее, а это требует непростых и затратных способов менеджмента.
Важными атрибутами этапа являются гибкость и бережливое управление активами и ресурсами для бесперебойного функционирования компании. Зачастую к концу первого этапа организация переживает взрывной и беспрецедентный рост. Чтобы соответствовать требованиям, ей необходимо быстро нанимать новых сотрудников, потому что возможности бизнеса начинают превосходить ресурсы и инфраструктуру.
2. Этап роста или выживания
Вторая стадия жизненного цикла организации — стадия роста. Ее также называют стадией выживания. Это удачное название, потому что на данном этапе компания стремится укрепить свои связи, создать крепкую основу и развить возможности. На стадии роста есть два возможных сценария:
- компании добиваются успеха и роста и переходят на следующий этап;
- организации не могут достичь желаемого успеха и завершают свою деятельность.
Во второй фазе жизненного цикла организации происходят следующие изменения:
- расширяется перечень товаров;
- захватываются новые позиции;
- ведется активная борьба с конкурентами за рынок сбыта;
- отмечается существенный рост продаж.
Между тем, предприятие не желает инвестировать средства в свое развитие, точнее, выполняются некоторые модификации, и проводится работа, необходимая для улучшения реализуемой продукции. На этом этапе фирма достигает уровня дохода, допускающего существование предприятия без дополнительного субсидирования.
Изменяется и способ менеджмента, так как собственник:
- отходит от решения оперативных вопросов;
- приступает к выполнению стратегических планов;
- некоторые свои полномочия передает управленцам среднего уровня.
Процессы, протекающие внутри и за пределами предприятия, принимают систематизированный вид. Т.е. предприятие старается подняться именно там, где оно добилось некоторых успехов.
Что означает:
- устанавливается функционально основанная структура;
- формализуются процедуры;
- клиенты начинают влиять на решения.
На данной стадии есть риск возникновения кризиса. Он провоцируется уклонением владельца от передачи своих полномочий. Неминуемо это нежелание приводит к остановке роста фирмы, и предприятие замедляет работу на вершине своей продуктивности. Рост подходит к завершению, когда увеличение объемов сбыта останавливается.
3. Этап зрелости
Следующей фазой жизненного пути организации является зрелость. В эту фазу:
- снижаются расходы на расширение компании;
- увеличиваются расходы на защиту интересов организации;
- поддерживаются существующие стратегии и планы роста и развития.
К тому времени, когда организация достигает уровня зрелости, наблюдается стабилизация продаж. Это происходит из-за насыщения рынка и высокого уровня конкурентной активности. Объем уровня сбыта выравнивается, а рост снижается.
На данном этапе предприятие в состоянии извлекать достаточно высокий доход, но при условии наличия гарантированного количества заказов. Меняется базовая задача, стоящая перед предприятием. Теперь она заключается в извлечении максимальной доходности за счет стабилизации работы компании и роста продуктивности менеджмента. Все административные возможности предприятия должны быть сконцентрированы на подъеме внутренней продуктивности организации и на формировании контроля над базовыми процессами.
На этапе зрелости происходят следующие процессы:
- снижается степень передачи полномочий;
- внутри фирмы зарождается бюрократия, которая охватывает всю структуру компании;
- создается волокита вновь введенными процедурами контроля и координации протекающих процедур;
- происходит замедление процедур по принятию решений.
Предприятие старается взвешенно подходить к развитию ассортимента продукции. Происходит тщательный контроль затрат и оптимизация перечня продукции. Работа предприятия нацелена на поддержание имеющегося товара, а не на формирование нововведений.
Пока сбыт продукции и доходность компании постоянны, администрация не будет принимать решений по вопросу смены курса. В это же время инновационные возможности предприятия падают, а новые идеи и решения не получают должной поддержки и необходимых инвестиций.
Стадия зрелости может длиться очень долго, потому что пока организация демонстрирует хорошие показатели продаж и доходов, нет необходимости менять статус-кво.
4. Этап обновления
Следующий этап жизненного цикла организации известен как этап обновления. Такое название связано с тем, что на данном этапе компании начинают обновлять свою структуру управления, которая переходит от иерархической организационной к матричной. Это изменение способствует развитию гибкости в организации.
Это необязательный этап. Стадия возрождения обычно происходит между стадией зрелости и стадией упадка. Организация осознает необходимость радикальных изменений и инициирует планы по реализации установленных стратегий, которые могут изменить ее текущий путь.
Стадия возрождения рассматривается для расширения и диверсификации. Компании стараются следовать политике быстрого роста за счет:
- диверсификации;
- инноваций;
- приобретений.
Этот этап предполагает увеличение инвестиций и высокие риски.
Если компания находит в себе силы и потенциал, она начинает вести борьбу за жизнь — вносит изменения в существующий бизнес и совершает необходимые приобретения. Эта фаза может закончиться как успехом, так и провалом.
5. Этап упадка
Последняя стадия в жизненном цикле — этап упадка, который означает прекращение существования предприятия.
На данном рубеже происходят следующие процессы:
- организация начинает брать на себя ответственность за сохранение ресурсов;
- показатели продаж резко падают из-за отсутствия новых технологий и слабого ассортиментного обновления;
- связь между отделами ослабевает;
- отсутствует развитый механизм обработки информации.
Во время ослабления организация проигрывает в схватке с конкурентами, уровень сбыта и доходы резко снижаются.
Нехватка или полное отсутствие инноваций приводят к падению прибыли. Ход принятия решений усложняется, а сами они становятся все консервативнее. Организация прекращает любые нововведения, сводит все опасности к минимуму. В фирме наступает режим жесткой экономии. Происходит ее плавное вытеснение с рынка. В результате прохождения этапа бизнес выходит на линию «возрождения».
Стадия спада является наихудшей в жизненном цикле организации, поскольку люди озадачены личными целями и проблемами, а не целями и задачами организации. Это медленно и неуклонно разрушает возможности и функциональность всей компании.
Пример менеджмента на разных этапах развития предприятия
Предположим, в фирме «Х» принято решение о расширении бизнеса по продаже товаров для младенцев. Основан один специализированный магазин в маленьком городе.
Торговое предприятие ориентировано на сбыт питания для детей, и этот продукт обладает высоким уровнем спроса. Продукция реализовывалась через аптеки и супермаркеты. Вновь открытое торговое предприятие, предлагающее широкий выбор питания для младенцев, моментально обрело признание и получило стабильных покупателей.
Этап запуска:
- У фирмы имеется один магазин, в котором представлен широкий выбор питания для детей.
- Владельцы фирмы использовали весь функционал: реализовывали товары, организовывали сбыт товара. В торговой точке трудится два продавца.
- В организации не зафиксированы обязанности персонала.
- Магазин окупается, вложений в рекламную кампанию и развитие фирмы не производилось.
Вследствие грамотного ценообразования организация вышла на постоянный показатель сбыта и нашла новых потребителей своей продукции. В результате проведения выбранной политики фирма открыла дополнительные четыре торговые точки для реализации продукции. Кроме питания, в магазине организовали реализацию других товаров для детей. В итоге бизнес, с которого все начиналось, т.е. продажи детского питания, отошел на задний план и перестал играть основную роль на фоне сбыта всей фирмы. Ко всему прочему в части сбыта питания для детей стали появляться мощные игроки. Местные и всероссийские торговые предприятия, предлагавшие потребителю и богатый выбор, и низкие цены.
Этап роста:
- Усиление категорий продукции и создание новых точек сбыта. Изменение концентрации с реализации питания для детей на торговлю детскими товарами.
- Рост числа сотрудников. За торговыми объектами были зафиксированы продавцы. Установлена программа учета складских остатков. За персоналом были установлены обязанности, сопряженные с деятельностью на торговом объекте. Закупкой и распределением продукции занимается владелец фирмы.
- Торговые объекты приносят прибыль, покрывающую расходы по аренде и оплате труда. Появились средства на рекламную кампанию.
В фазу зрелости увеличение сбыта фирмы замедлилось. Предприятие смогло охватить большую часть возможных покупателей, интересующихся товарами для детей. Соперничество между торгующими организациями, специализирующимися на товарах для детей, выросло.
И когда на рынок вышли магазины федерального уровня, предприятие продолжало работать лишь за счет ранее привлеченных покупателей.
Чтобы выжить, фирма изменила стиль работы с покупателями: разработана и введена в действие программа лояльности, предоставляющая определенные льготы частым покупателям. Была изменена политика работы с филиалами, они переориентированы на работу с определенными видами продукции. За счет открытия интернет-магазина вырос оборот из-за предварительного оформления заказов. Владелец бизнеса перестал справляться с грамотным управлением запасами в торговых точках.
Этап зрелости:
- Компания открыла магазины во всех городских районах и внесла в свою номенклатуру все типы товаров для детей. Перед компанией появилась задача в виде более качественного управления складскими остатками продукции.
- Штат компании вырос. Персоналу переданы права приема и учета продукции. Установлен контроль за товарными остатками.
- Штат претерпел изменения: возникли должности старших продавцов. Руководитель фирмы продолжает управлять бизнесом.
- Повышение издержек фирмы при стабилизации объемов сбыта спровоцировал понижение показателя прибыли.
Далее администрация начинает понимать суть вопросов, стоящих перед предприятием:
- неправильное делегирование обязанностей подчиненными;
- насущность переоценки механизма премирования работников;
- суть модификации управления складскими остатками продукции.
В компании было решено не проходить фазу упадка и закрытия фирмы, а провести следующие изменения:
- начать развитие продаж через интернет;
- увеличить номенклатуру продуктов, недостаточно представленных на торговой площадке и отсутствующих в региональных торговых точках;
- внедрить расширенную мотивационную программу для работников.
Принятые меры позволили фирме удержаться в рыночных условиях и продолжить свою работу.