Теория Адама Сита

Адам Смит, возможно

Адам Смит (1723-1790) считается отцом классической экономической теории и автором метафоры «невидимой руки», лежащей в основе капиталистических экономических систем.

Адам Смит
Адам Смит, наверное

Моральная и экономическая система Смита, изложенная в его работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.) и другой не менее важной книге «Теория моральных чувств»(1759), устанавливает беспрецедентную модель взаимосвязи между психологией личности, коллективным поведением и экономической деятельностью, где понятие экономики оказывается в центре философской системы.

Первым компонентом многоуровневой системы Смита, лежащей в основе его социально-экономической теории, является отчетливая модель, описывающая экономически ориентированный, материалистический, эволюционный образец человеческого общества.

Гипотеза: 4 стадии эволюции

Первая стадия и самая примитивная из всех, замечает Смит, – это эпоха охотников. На данном этапе нет никаких методов производства, т.к. люди полагаются исключительно на искусство охоты и случайный сбор ресурсов для выживания. Без организованного производства охота была бы единственной профессией, поэтому никаких серьезных интеллектуальных навыков не требовалось.

Но с увеличением численности первобытных сообществ первая стадия переходит ко второй – эпохе пастухов. Когда люди разрабатывают довольно примитивные методы содержания стада как более надежного ресурса в ответ на растущий уровень потребления. По сравнению с первым этапом очевиден прогресс в человеческих способностях.

С дальнейшим ростом и населения, и спроса потребность в изобретении новых методов снабжения запускает третий этап – эпоху сельского хозяйства. Теперь человечество прибегает к куда более сложной науке о сельском хозяйстве, науке, требующей технических средств для поддержания урожая, а также методического наблюдения за процессом роста. Отсюда еще один прогресс в уровне интеллектуальных способностей человека. С ростом производительности происходит критическое изменение: ограниченное накопление товаров отдельными лицами. Стратегически следствием такого, хотя и минимального накопления, является осуществление обмена между владельцами излишков.

Это запускает заключительную стадию общественного развития, эпоху торговли, когда методы производства и потребления являются наиболее абстрактными: торговля товарами и избыточными продуктами между людьми, сообществами и государствами, отсюда сдвиг в культуре производства и потребления. Поскольку логика торговли требует широкого спектра инноваций (например, методов коммуникации, денежного порядка, сложной банковской системы, средств передвижения, науки о расчетах и т. д.), четвертая стадия фактически является заключительной стадией исторического развития.

Именно благодаря вертикальному продвижению эпохи коммерции взаимосвязанные понятия гражданского общества, индивидуализма, либерализма ограничены. Появляются правительство и капитализм.

Можно утверждать, что теория Маркса об исключительно материальной природе сил, лежащих в основе исторического развития, и об экономической природе этих факторов, определяющих социальную структуру и изменения, на самом деле является переформулированной моделью гипотетической истории Смита.

Возможно, один из величайших парадоксов западной интеллектуальной истории в том, что основная доктрина коммунистического социализма является почти копией глубочайшей теории экономической системы главного архитектора капитализма.

Второй компонент системы Смита – это его теория политической экономии.

Политическая экономия как наука

Объединенная теория рыночного поведения состоит из четырех взаимосвязанных концепций:

1) экономического человека;

2) рыночных операций;

 3) функции свободы – рынок и частный сектор;

 4) функция государства в эпоху коммерции.

Этот второй слой философской системы Смита – его великая социально-экономическая теория, которая обеспечивает удивительно краткий, но всеобъемлющий анализ человеческой природы, морального измерения экономической деятельности и стандартных государственных операций. Важно отметить, что теория требует «эпохи коммерции» в качестве контекстной предпосылки.

Теория Смита – методическое расширение психологического анализа личности (анализ на микроуровне) для исследования наиболее оптимизированных организационных форм общества и правительства (анализ на макроуровне / рекомендации по политике).

Теория экономического человека

Теория экономического человека основана на взгляде Смита на природу людей, выраженном в «Богатстве народов»: для философа наиболее фундаментальной характеристикой человечества является личный интерес. Все дела человека, включая экономические, такие как торговля, ведутся в соответствии с внутренней мотивацией любви к себе: например, логика нашего принятия стратегических решений при обмене товарами с торговым партнером требует манипулирования его чувствами, корысти, а не удовлетворения собственных острых нужд. Хотя личный интерес может проявляться по-разному, его основная форма психологической реализации –желание человека улучшить свое общее состояние.

Это понятие самосовершенствования, которое завершает первую часть теории, имеет стратегическое значение для связи теории человеческого поведения со второй частью – измерением морали рыночных операций.

Рыночные операции

Вторая подтеория устанавливает моральные основы для понятий индивидуализма и капитализма. Смит утверждает, что наиболее распространенной тактикой улучшения своего положения как выполнения морального требования является «приумножение состояния», увеличение и накопление капитала за счет экономии и дисциплинированного сбережения доходов. Накопленный капитал порождает «богатство» личностного уровня, которое дает человеку возможность усилить свои способности и степень социальной благодати.

Реализация такой практики в социальной среде трансформирует экономическую деятельность эгоистично мотивированного индивида, направленную на достижение своего величия, на коллективное богатство: с ростом капитала каждого отдельного человека увеличивается и сумма капитала общества.

В рамках такой социальной системы, ориентированной на экономику, понятие производства-потребления становится все более сложным: трата капитала любым человеком должна соответствовать более широкой стратегии систематического увеличения чистого капитала нации. Принцип бережливости аккумулирует капитал, стратегическое мышление диктует, что доля капитала должна использоваться в отечественной промышленности для увеличения собственного капитала, косвенно и, возможно, непреднамеренно поддерживается темп общего роста капитала множества.

Это приводит к третьей концепции – установлению утилитарной функции частной промышленности и свободного рынка через производство-накопление.

Функция свободы. Разделение труда и «невидимая рука»

Согласно фундаментальной логике личного интереса (т.е. стремления к максимальной прибыли) использование частного капитала в промышленности соответствует только корыстным интересам отдельного инвестора. Следовательно, он будет стремиться использовать свой капитал для поддержки тех «домашних» отраслей, которые предлагают экономическую перспективу максимальной выгоды и минимальных потерь капитала.

Очевидно, что если значительная доля частного капитала будет переведена на иностранные рынки, целостность и согласованность национальной экономической системы будут нарушены. Что касается промышленности, Смит рекомендует «разделение труда» в процессе производства.

Ключевой принцип экономической модели Смита – разделение труда – это разделение одной большой задачи, порученной одному работнику, на более мелкие задачи, распределяемые между несколькими работниками. Смит утверждает, что разделение труда ведет к количественному росту производства, качественному повышению производственных показателей и даже к спонтанным открытиям, ведь каждый стремится ускорить свой, теперь гораздо более концентрированный труд.

В 1764 году, когда Смит читал лекции в Университете Глазго, богатый покровитель предложил ему путешествие, которое изменило его жизнь: он взял Смита во Францию в качестве наставника своего сына. Там Смит познакомился с идеей новой экономической системы.

Одна из систем французского мышления была сосредоточена на сельском хозяйстве и называлась физиократией. Физиократы говорили, что в экономике правит естественный закон. Французские мыслители использовали термин laissez faire, который можно перевести как «Пусть природа ведет свое дело».

На этом этапе, после установления понятий индивидуализма и капитализма, Смит излагает причины необходимости абсолютной свободы рынка и экономического либерализма. Он описывает процесс как «невидимую руку», которая управляет рынком лучше, чем «физическая рука» государственного чиновника, выполняющего функции центрального планировщика. Эта теория позже стала основой капитализма.

ПРИМЕР

Представьте себе фермера с несколькими участками земли. Каждый год он должен выбирать, что сажать. В условиях командной экономики правительство может решить, что каждому человеку в окрестностях нужно определенное количество еды. Они подсчитывают количество картофеля, кукурузы и зерна, необходимое людям. Затем они могут проинструктировать фермера о том, что выращивать для удовлетворения этих потребностей. Адам Смит утверждал, что в таких инструкциях правительства нет необходимости, и они даже наносят вред.

Смит продвигал идею того, что фермер волен сажать все, что хочет, а затем позволить людям голосовать своими деньгами. Если картофель продается, а фасоль гниет и не покупается, то именно рынок должен «проинструктировать» фермера сажать больше картофеля и меньше фасоли. В конце концов, ряд индивидуальных выборов мог бы более эффективно управлять производством фермера, чем правительство, выбирающее победителей и проигравших.

Функция государства

В этом контексте создание индивидуального и национального капитала требует абсолютной независимости рынка от государственного вмешательства и его регулирующей политики, будь то политика поощрения или сдерживания.

Согласно теории Адама Смита обязанности правительства должны быть ограничены исключительно тремя областями. Это:

а) обеспечение соблюдения справедливых законов;

б) поддержание внутренней общественной безопасности;

в) обеспечение национальной безопасности от внешних угроз на международной арене.

Правительство полностью отказывается от задачи руководства деятельностью частных лиц или разработки инструкций в отношении механизма расходования частного капитала. Это составляет систему естественной свободы Смита.

Его решение «проблемы порядка»: индивидуальная свобода производит капитал; капитал улучшает общее состояние как личности, так и общества; социальная безопасность (или контроль) обеспечивается самой экономической необходимостью, т.к. безопасность торговли имеет первостепенное значение для правильного функционирования рынка.

И по мере того, как вся система начинает работать, а материальное богатство и моральные качества одновременно растут, правительство (то есть институт власти) самоустраняется из этого сложного самодостаточного социально-экономического организма.

Интересно? Поделитесь статьей.

Задайте свой вопрос:
(Ваш e-mail и сообщение увидит только администратор сайта)
Рейтинг
Поделиться с друзьями
Гай Карапетян