Матрица Ансоффа (или «товар-рынок») — практический инструмент стратегического планирования бизнеса.
Матрица Ансоффа была создана Игорем Ансоффом и опубликована в 1957г. на страницах Harvard Business Review в статье «Стратегия диверсификации». С ее помощью маркетологи могут анализировать и прогнозировать риски роста.
Раз в год предприятие намечает вектора развития, где указывает:
- динамику роста бизнеса в течение следующих трех-пяти лет;
- ресурсы, позволяющие повысить уровень продаж и прибыли;
- источники, с помощью которых можно достичь необходимого развития.
Благодаря описываемому инструменту легко структурировать собранные о рынке и продукте предприятия данные, наметить вектора роста в зависимости от потенциала и ресурсов бизнеса.
4 стратегии роста
По матрице Ансоффа выделяется 4 стратегии развития бизнеса:
- стратегия проникновения на рынок — рост предполагается в зависимости от увеличения доли текущего рынка продуктов;
- стратегия развития рынка – рост бизнеса зависит от повышения спроса на новых рынках;
- стратегия развития товара — причиной роста предприятия будет увеличение спроса на новые товары;
- стратегия диверсификации — обновление продуктовой линейки и выход на новые рынки единовременно.
Квадранты матрицы И.Ансоффа
Инструмент дает возможность остановиться на одном из четырех направлений развития бизнеса, по 2 критериям:
- рынок, где планирует развиваться предприятие;
- продукт, с которым бизнес будет работать.
В матрице учитываются 2 фактора, влияющих на направление развития выбор. Это новизна рынка или продукта для предприятия.
Два вида рынков
В матрице «товар-рынок» подразумевается конкретная группа покупателей, ЦА предприятия.
Текущий рынок – сектор, где предприятие осуществляет деятельность на протяжении времени, наработало опыт и репутацию. То есть речь о текущих клиентах, ЦА предприятия, приобретающих продукцию бренда и являющихся адресатами всех видов рекламы.
Новый рынок — сектор, в котором предприятие пока не наработало опыт, но хочет туда выйти для развития бизнеса. Новый рынок или новая ЦА – сегмент, пока не приобретающий продукцию предприятия. Им может быть не интересен продукт или просто не известен; предприятие не внесло эту группу в круг потенциальных клиентов и т.д.
Новые рынки – это и ЦА, географически расположенная в других регионах или в текущем, но входящая в иную группу.
Два вида товаров
Новым товаром считается тот, которого пока нет в бизнес-портфеле предприятия. Или продукт, чей выпуск привлечет дополнительную ЦА / станет альтернативой текущего продукта. В любом случае у него отсутствует история продаж.
Существующий продукт, соответственно, уже находится в продуктовой линейке предприятия, у него есть история продаж.
Чтобы самостоятельно создать матрицу Ансоффа, можно воспользоваться нашим шаблоном приведенным ниже.
Матрица рынок-технологии
Мир не стоит на месте и сегодня вместо классической матрицы Ансоффа рекомендуется использовать матрицу Рынок-Технологии.
Идея связана с тем, что продукт определяется используемой технологией. Технологии бывают жесткие и мягкие.