- Промоакции в целях усиления коммуникации
- Благотворительные промоакции
- Реализация клубной программы
- Распространение листовок
- Внедрение POS-материалов
- Временная промозона
- Событийный маркетинг
- Дизайн спецупаковки
- Материальная поддержка
- Промоакции с потенциальным выигрышем
- Маркетинг через игры
- Промоакции с гарантированным выигрышем
- Создание промоупаковки
- Программы лояльности
- Сэмплинг
- Временное понижение стоимости
- Возврат определенного процента стоимости
- Использование купонной системы
Одним из видов BTL-активности является промоакция (consumer promotion). Цель — привлечь потребителей и повысить популярность продукта, используя выгодное предложение для покупки. Это может быть краткосрочная возможность получения скидки, подарка и т.д.
Речь пойдет об активностях, которые уместны в любом сегменте, когда клиент – конечный потребитель: магазины одежды, сеть супермаркетов и т.д. Алгоритм активности и технологии организации и оценки итогов могут меняться.
В данном материале мы рассмотрим на практике 18 основных вариантов промоакций. Опишем модель распределения расходов, дадим советы по созданию концепции и перечислим основные показатели оценки эффективности мероприятий.
В зависимости от задач, заложенного бюджета и каналов сбыта продукции можно выбрать подходящей активности.
Промоакции в целях усиления коммуникации
Мероприятия, направленные на построение отношений с потребителем, а также на формирование и улучшение отношения к бренду. Такие промоакции поддерживаются ATL-рекламой.
Благотворительные промоакции
Масштабные BTL-проекты. По итогу таких мероприятий происходит гарантированное отчисление конкретного процента от цены продукта на благотворительную деятельность или создания масштабного события, доходы от продажи билетов на которое собирают и оказывают адресную помощь. С точки зрения имиджа — это забота и эмпатия бизнеса, аудитория же может выразить свою человечность и принять участие в хорошем деле.
Тем не менее, основной задачей промоакции является повышение продаж благодаря интересу потребителя. Данный способ позволяет отстроиться от конкурентов, напомнить о своей компании.
Реализация клубной программы
По сути, это образование группы потребителей, которые станут лояльны к торговой марке. Взамен они получат определенные привилегии в виде оперативного информирования о новостях и скидках, участия в розыгрышах, бонусов. Цель – удержать текущих покупателей, увеличить средний чек. Когда покупка не спонтанная (недвижимость, автобизнес), клубная программа является хорошим решением.
Современные каналы онлайн-коммуникаций позволяют легко развивать и реализовывать промоакции такого вида.
Распространение листовок
Лифлетинг – классический малозатратный способ, который, правда, в последние годы становится все менее эффективным. Главной задачей при распространении печатных материалов является донесение информации о будущих мероприятиях. Особенно актуально это при открытии точек продаж, старте бонусных программ и появлении новинок.
Современные маркетологи понимают, что потребители в огромном потоке информации мало заинтересованы во флаере или купоне, поэтому стараются размещать на обратной стороне полезную информацию на связанную тематику.
Внедрение POS-материалов
Вариант промоактивности, когда на площадках торгового помещения (или в зоне выкладки товара) устанавливаются визуальные решения, которые информируют потребителей об интересном продукте.
Временная промозона
Подобные активности затратные, их чаще выбирают для понимания уровня коммуникации персонала с целевой аудиторией при продвижении продукции с высокой стоимостью. Это выглядит как специально созданная площадка, где промоутер показывает продукт в действии или мотивирует аудиторию попробовать его.
Событийный маркетинг
Различные мероприятия, цель которых – продвижение продукта и бренда. Это финансово затратные корпоративные события, презентации, выставки и т.д. В основе для аудитории лежат положительные эмоции, ощущения праздника. Уровень лояльности возрастает, аудитория узнает о новых продуктах.
Дизайн спецупаковки
Изготовление спецупаковки обычно приурочено к важному для конечного потребителя событию (праздники, спортивные мероприятия). После которого прежний вид упаковке возвращают. Преимущества такого решения – обновление внешнего вида привычного продукта, на которое падает взгляд потребителя.
Материальная поддержка
События, которые спонсируются предприятием, могут быть спортивными, культурными, детскими. Речь не только о финансовых средствах, но и товарных и т.д.
Промоакции с потенциальным выигрышем
Маркетинг через игры
Существуют разные виды активности: конкурсы, викторины, лотереи, акции и т.д., где впоследствии распределяются призы и выигрыши. Это ведет к повышению уровня продаж и узнаваемости бренда. С учетом роста количества геймеров особенно актуальны следующие виды промоакций:
- внедрение благодаря проверенным активностям с предложением системы бонусов;
- продакт плейсмент в популярных играх;
- создание игры;
- предложение переходить на уровень выше при условии использования специального кода с упаковки товара.
Промоакции с гарантированным выигрышем
Когда потребитель видит очевидную выгоду от покупки, это упрощает концепцию активности. Рассмотрим варианты подробнее.
Создание промоупаковки
Акционная упаковка, в отличие от обычной, предлагает дополнительный продукт. Чаще стоимость при этом остается прежней, но иногда покупатель готов доплатить примерно четверть к стандартной цене, чтобы получить бонус.
Активность является временной – промоупаковку можно найти в местах торговли только в течение определенного срока. Бонусом часто становится новинка, 2 продукта по цене 1 в виде примотки, дополнительный объем и т.д.
Программы лояльности
Это специально созданные промоакции, работающие на повышение лояльности потребителя. Ключевая задача – удержать текущих клиентов, развить и поддержать приверженность к бренду с помощью бонусов.
Бонус привлекателен для потребителя с точки зрения стоимости и выгоды, он способствует отстройке от конкурентов, а в случае накопительной программы мотивирует клиента совершать несколько покупок. Если бонус интересный, продукция предприятия для покупателя будет желаннее.
2 варианта программ лояльности:
- стандартные прямые: количество бонусов прямо пропорциально количеству покупок;
- сложные накопительные: необходимо долгое накопление бонусов, приобретение продуктов в конкретном порядке, приобретение более 1 продукта компании.
Как это выглядит на практике:
- собери 100 промокодов с крышки товара и забери подарок;
- собери баллы и выбери приз в конце недели;
- приобретай продукцию на сумму от 200 р. в течение полугода и забери подарок.
Сэмплинг
Активность в виде предложения бесплатных образцов товара в минимальном объеме.
Прекрасное решение по продвижению продукта бренда на основе психологии: мало кто отказывается от того, что раздают бесплатно. Так аудитории ненавязчиво предлагают протестировать продукт, мотивируя к покупке в будущем.
Варианты сэмплинга: раздача на площадках с высокой проходимостью (деятельность промоперсонала); распространение с помощью помещения мини-упаковок в издания и т.д (без участия промоперсонала).
Временное понижение стоимости
Такая промоакция означает понижение стоимости продукта на конкретный промежуток времени (дни, неделя, иногда часы). Подобные акции популярны за счет простоты и низких трат времени и финансов на подготовку. Продукты откладываются на отдельные стойки или же выделяются на текущих с помощью ярких ценников.
Поговорим о том, как грамотно выбрать процент скидки:
- значительный дискаунт интереснее для потребителей;
- в некоторых случаях следует информировать о новой стоимости, а не % дискаунта, потому что потребителю проще сориентироваться;
- лучше значительно снизить стоимость одного товара, чем незначительно на несколько;
- временное понижение стоимости должно быть основано на конкретном периоде и подкреплено повышенным созданным спросом.
Возврат определенного процента стоимости
Кэшбек означает, что покупателю возвращается конкретный процент от стоимости покупки. Подобные промоакции служат хорошей мотивацией для приобретения нескольких видов продукции и особенно популярны в сфере FMCG.
В настоящее время подобная активность легка в управлении за счет роста сферы IT и отсутствия проблем с техническими нюансами возврата средств.
Рассмотрим на примерах:
- поступление средств в процентах от суммы пополнения на определенное количество средств;
- кэшбек в процентах от стоимости после очередной покупки;
- кэшбек в процентах сразу после покупки;
- кэшбек в процентах на телефон с использованием промокода с упаковки товара.
Сегодня существует практика возврата в виде конкретного товара производителя-партнера. Допустим, приобретая лекарственные препараты на сумму X руб., вам дают купон на детское питание на Y% от суммы покупки.
Использование купонной системы
Вариант активностей, во время которых можно приобрести продукцию с дискаунтом. Разница по сравнению с другими активностями по снижению стоимости состоит в следующем:
- скидку можно получить лишь показав купон, таким образом ее не получают те, кто в ней не заинтересован и в любом случае приобретет товар (то есть приносит дополнительные доходы);
- купонная система притягивает свежий трафик, с ее помощью можно быстро рассказать о промоакции;
- в такой активности могут принять участие партнеры.
Системы стимулирования регулярно меняются. Если раньше самым стандартным способом было вложение купонов в печатные издания, затем их использовали в упаковке товаров, а в последнее время – онлайн (e-mail, постсервисное обслуживание при совершении заказов в интернет-магазине).