Матрица McKinsey и ее отличие от матрицы BCG
Расширенная версия матрицы BCG была разработана компанией McKinsey (Маккинзи) для General Electric (GE). Пожалуй, это самый трудоемкий тип стратегического анализа, даже если подходить к нему с помощью лишь экспертной оценки. Данный вид стратегического анализа лучше проводить совместно с опытным специалистом.
Относится к инструментам построения портфельных стратегий (они же корпоративные или горизонтальные).
Чем хороша матрица?
- В ней, в отличии от БКГ, вместо единственного критерия привлекательности рынка – темпов роста — используются другие, те, которые подходят для анализа деятельности в конкретной компании под конкретным срезом.
- Её можно модифицировать под свои конкурентные современные
условия, введя специфические для вашего рынка и времени показатели.
Выглядит она так:
Особенность матрицы McKinsey в том, что вы можете указать любые критерии привлекательности рынка или конкурентной позиции бизнеса.
Например:
Конкурентная позиция бизнеса
- Доля рынка;
- Темпы роста;
- Относительная доля рынка;
- Репутация;
- Качество;
- Маржа;
- Дистрибуция;
- Технологии;
- Маркетинг;
- Команда.
Привлекательность рынка
- Размеры рынка;
- Барьеры выхода на рынок;
- Интенсивность конкуренции;
- Прибыльность;
- Сложность технологий;
- Уровень цен;
- Госрегулирование;
- Маржа;
- Конкуренция;
- Спрос.
Что еще можно сюда добавить, какие факторы?
Можно добавить digital-факторы:
- Частотность по Wordstat;
- Стоимость клика;
- Количество конкурентов в рекламе и тд.
Подумайте, какие критерии позиции бизнеса и привлекательности текущего рынка вы будете заносить в матрицу? Какие у вашего бизнеса сильные, средние и слабые позиции? А какие факторы у привлекательности рынка. Оцените экспертным методом.
Вы должны выбрать привлекательность одного рынка, но разные факторы позиции бизнеса.
С помощью матрицы McKinsey можно получить наглядную характеристику своего товарного портфеля, портфеля брендов или портфеля услуг.